В поисках новых горизонтов
Главный архитектор Калуги Алексей Комов – о том, чем удивила и порадовала «перспективная» молодежь.
Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков и куратор фестиваля Алексей Комов
Не «соблюдайте тишину»!
– Алексей Олегович, завершился фестиваль молодых архитекторов «Перспектива-22», который проходил на двух площадках Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского. Как пережил музей такое архнашествие?
– Наталья Алексеевна Абакумова при поддержке Министерства культуры РФ недавно запустила новую концепцию развития музея: не только для ученых, астрономов и космонавтов – музей стал культурной площадкой для людей творческих профессий. И фестиваль четко «лег» в эту стратегию развития музея. Три дня, с утра до вечера, были задействованы все его площадки. Выставка, дискуссии, лекции, общение в кулуарах – это оказалось прокачкой возможностей и апробированием новых форматов. Без такого опыта никакая стратегия не работает.
Став на три дня точкой роста для архитектурной молодежи, музей из «соблюдайте тишину!» превращается в настоящий генератор культурной жизни, что подтверждает его символический капитал для города и федеральный статус. Все получилось.
Организатор фестиваля – Союз архитекторов России – пригласил на мероприятие замечательных гостей, в числе которых «архитектурный просветитель» профессор МАРХИ Ирина Коробьина, главный архитектор республики Башкортостан Олег Байдин, главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин и другие.
Кстати, экспозиция музея вызвала немало восторгов у гостей, многие приехали в Калугу впервые.
– «Перспектива» – прежде всего образовательный фестиваль?
– Конкурсная программа – одна их основных составляющих «Перспективы», но не главная.
Я был приятно удивлен широкой географией представленных городов. И это не столько участники конкурсов, а посланцы архитектурных вузов и факультетов со всей страны – от Калининграда до Владивостока, десант на деловую программу и участие в мастер-классах. Такое внимание к Калуге среди молодых и жаждущих знаний не может не радовать. Безусловно, мы подняли планку проведения подобных мероприятий на очень серьезную высоту.
Погружение в тему
– Чем удивила молодежь в плане творческих идей?
– Меня сложно удивить (смеется). На конкурсы были представлены 53 работы из 21 города и региона РФ.
Пожалуй, неожиданным стало количество проектов на конкурс студенческих работ по благоустройству территории возле Дома-музея А. Чижевского – их представлено больше 40.
Жюри под председательством президента Союза архитекторов России Николая Шумакова было удивлено, насколько глобально студенты оказались погружены в тему Чижевского, тем более, если учесть, что ученый не настолько известен за пределами Калуги.
По студенческим проектам мы намеренно сделали расширенный шорт-лист – чтобы дать возможность тем, кто преподнес эту идею, наиболее иллюстративно защитить свои проекты.
– И тем не менее проектов много, а премия одна. Второе и третье места решили не присуждать. Почему?
– Проект Елизаветы Ефремовой, единственный из всех, «попал в масштаб». Территория возле дома-музея небольшая, и достаточно сложно сделать образно, концептуально, в ассоциации с личностью ученого и городом, при этом не забыв, что рядом находится объект культурного значения. Кроме того, в композиции победившего проекта использован рисунок экслибриса А. Чижевского.
Жюри судило не молодых архитекторов, а архитекторов, то есть по «большому счету». По их мнению, только один проект полностью ответил на заданный вызов.
– На событийное благоустройство склона возле музея космонавтики проектов было не так много? И победитель тоже всего один?
– Да, из 12 представленных работ всего четыре попали в шорт-лист. Эта тема сложна даже для зрелого архитектора, а у нас проекты молодых. Жюри выбрало самый концептуальный – «Путь к звездам», автор Анастасия Мина. «За чистоту и цельность концептуального решения». Это высказывание, которое однозначно задело маститых архитекторов, тем более в процессе защиты проекта.
В нем есть «зерно», которое можно использовать не только для благоустройства склона, а для смотровых площадок всей прибрежной территории.
Хочу заметить, совершенно необязательно, что этот проект должен быть реализован. Для нас это прежде всего погружение в тематику калужской идентичности, работа с ландшафтом и очень насыщенным смыслом. Тот, кто выпрыгнул из шаблонов и обыденности и убедил жюри, что на уровне «взрослых» проектов умеет работать с материалом, – тот и стал победителем. Подобные конкурсы не заточены на скорое воплощение. Их цель – повышение самосознания молодого профессионала: получая эту премию, он получает, по сути, крылья. А дальше ему решать, как и где летать.
Обладатели первой премии Елизавета Ефремова (слева) и Анастасия Мина (справа)
Полёт фантазии над реальностью
– У вас была очень интересная и насыщенная образовательная программа. Расскажите о ней.
– Самым массовым мероприятием был воркшоп по реке, который организовал «Градплан» Москвы, участвовало порядка десяти команд.
В городском воркшопе по теме русского космизма участвовало четыре команды, на него был отведен целый фестивальный день. Он проходил в формате клаузуры: есть в архитектурном проектировании такое понятие – быстрая концепция по заданным условиям.
Команда студентов КГУ наиболее погрузилась в тему. Они предложили восстановить исторический вид входной группы в парк имени К. Э. Циолковского с интеграцией навеса остановочного павильона, а в центре разворотного кольца установить на постаменте знак, взяв за основу известную работу скульптора-космиста Вячеслава Колейчука «Космическая спираль». В лаконичной и уместной концепции есть реальность и полет фантазии.
Это решение четко маркирует территорию, связанную с русским космизмом, видна преемственность и аккуратное внедрение в среду без глобального переустройства места.
Прошли также интересные дискуссии по профессии – молодые архитекторы рассказали, как создать собственное бюро, пережить неудачи, строить коммуникации с властью и реагировать на вызовы современного общества. А мастер-классы «звезд от архитектуры» Наринэ Тютчевой, Тотана Кузембаева, Станислава Горшунова, Владимира Кузьмина и Николая Полисского собрали аншлаги.
Живое общение и есть продюсирование края – раскрытие города через вдохновенную коммуникацию. Участники разъедутся по своим городам, и, возможно, для кого-то из них Калуга будет ассоциироваться с лучшим временем в их жизни, несмотря на тернии в профессии и судьбе, или даже станет началом нового творческого периода. И это, на мой взгляд, гораздо больше, чем победа в любом конкурсе.
Ссылка на материал.