Алексей Комов – о фестивале архитекторов, который пройдет в Калуге в марте
– Алексей Олегович, чем вызвано ваше внимание именно к молодым архитекторам?
– На мой взгляд, молодые профессиональные архитекторы до 35 лет – это самая активная «гвардейская пехота», они нуждаются во внимании и поощрении. Рассчитываем на деятельных, модных, креативных (хоть и не люблю это слово!), тех, кто хочет заявить о себе и показать свой профессиональный уровень. «Перспектива» по сути – это вербовка молодых, но уже опытных зодчих, жадных до творческого процесса.
Для меня как куратора и принимающей стороны важно привлечь внимание к Калуге. Заинтересовать их, а потом увлечь другими задачами на пользу города. Эдакий калугацентризм в хорошем понимании этого слова.
Мероприятия фестиваля проходит на территории музея космонавтики, который транслирует политику междисциплинарного развития. Все, что связано с космосом, с будущим, с самым передовым, отображается тем или иным образом в деятельности музея. Поэтому и архитектурный конкурс получил такое название «Путь к звёздам. Город/Музей».
– Расскажите о конкурсной программе. Как выбрали объекты для творчества?
– От молодых архитекторов мы ждем оригинальных идей по событийному благоустройству склона Яченского водохранилища, а от студентов – концепции развития прилегающей территории Дома-музея А. Л. Чижевского.
Что касается склона, на мой взгляд, это очень амбициозная и интересная задача – здесь важно проанализировать взаимодействие музея и города не только как территории, но и как институции, показать их взаимопроникновение, а также дать подробные сценарии этого взаимодействия. Если мы хотим использовать склон как амфитеатр, а не просто путь из точки А в точку Б по освещенной тропинке, то должны выяснить: удобно ли там будет сидеть, видно ли зрителям сцену, можно ли поблизости купить кофе или лимонад, можно ли использовать нижний ярус для детей, зачем туда вообще приходить. Подобные вопросы должны иметь ответы. Когда получим варианты использования территории склона, можно будет ее заполнять, оставляя при этом доминантой музей космонавтики.
– Я правильно понимаю, что речь идет о событийном благоустройстве, о котором говорили во время презентации концепции набережной Оки?
– Совершенно верно. Мы говорим о наполнении смыслами. Свою кураторскую задачу я вижу в том, чтобы сподвигнуть молодых архитекторов не делать в очередной раз красивые рендеры с сиренью и подростками, катающимися на скейтах. Здесь требуется большая аналитическая работа. Зачастую мы грешим тем, что после анализа сразу перескакиваем к проектированию. Я буду настаивать, чтобы жюри оценивало именно синтез. Тот, кто этот процесс покажет наиболее репрезентативно и интересно, а также сможет «приземлиться» на нашу калужскую знаковую территорию, не останется не замеченным. Я уверен, что так мы откроем тех смелых молодых, с которыми будет интересно дальше сотрудничать.
– Молодым профессионалам такая задача по силам?
– До 35 лет – самое продуктивное время и тот самый момент, когда зарабатывают репутацию и имя. Уже прошла заявочная кампания, закрылась регистрация. Мы получили порядка 90 заявок на оба конкурса, ожидается примерно 60 проектов. Затем жюри сформирует шорт-лист из наиболее концептуальных. Думаю, около десяти проектов в каждой из этих номинаций будут приглашены на защиту перед жюри.
– Помимо конкурсной, на фестивале предполагается деловая программа…
– За три фестивальных дня пройдет много интересных мероприятий. Это лекции и мастер-классы от лидеров современной архитектуры. К примеру, нижегородец Стас Горшунов, автор знаковых объектов к 800-летию Нижнего Новгорода, расскажет о судьбе архитекторов за МКАДом и о том, как добиться качественной архитектуры в регионах. На мероприятии «Новый взгляд на набережную» с помощью экспертов «Градплана» участники представят решения набережных Оки. На городском проектном воркшопе под руководством екатеринбуржца Ивана Сорокина разработают концепцию благоустройства территории на пересечении улиц Октябрьской и Академика Королева со входом в парк Циолковского и памятным знаком русскому космизму.
– Какова дальнейшая судьба интересных идей и проектов-победителей после завершения «Перспективы»?
– Победители творческого конкурса получат денежные призы и признание, важные стимулы для молодых профессионалов. Мы же получим серьезный аналитический материал и будем смотреть на его применимость.
Кроме реалистичности предлагаемых решений, обратим внимание также на раскрытие преимуществ территории, учёт символического капитала территории, минимизацию воздействия на окружающую среду.
Конкурсы – это, скорее, не стратегическая история, а тактическая. Важно, с одной стороны, аккуратно вписаться в существующую концепцию, а с другой – привлечь внимание, образовывая позитивный поток.
– У «Перспективы-22» интересный девиз «Через тернии – в звезды». Что является терниями для молодых творческих людей?
– Препоны в том, что молодых не замечают и не учитывают их колоссальный потенциал. Заниматься молодежной политикой и молодежью вообще сложно: молодежь неудобна, постоянно меняется и все время не такая, как хотелось бы. Да и занимаются ею те, кто сам уже немолод. Все, что мы можем сделать для молодежи, – дать ей возможность себя проявить. Не стоит заниматься регуляцией, им нужна, скорее, модерация, и тогда они самоорганизуются.
Однажды на 4-м Минском архитектурном фестивале я был удивлен, что основная масса там – молодежь, кураторам чуть за 30, но они имеют уже вес и авторитет, а мэтры появились только на открытии и на вручении призов.
Это что касается терний. А в отношении появления новых звезд все отражено в манифесте фестиваля: «Оторвись от тяготения земной рутины. Преодолей перегрузки своих предрассудков на ракетном топливе утопий. Не дай невесомости большого мира сбить тебя с толку. Выпускай на архитектурную орбиту свои глубинные мечты и желания. И тогда в полную мощь зазвучат слова Константина Эдуардовича Циолковского: «Невозможное сегодня станет возможным завтра».
Художнику, чтобы стать творцом, кроме холста и красок ничего не нужно. Архитектору же нужно учесть много всего – задумать, придумать, как сделать, и быть ответственным за свое творение. Ответственность – вот сложнейшая задача.
Ссылка на материал.