Интервью с Рустамом Керимовым
10.10.2014

Интервью с Рустамом Керимовым

"Молодых иногородних архитекторов в Москве раздражает разобщенность территории"

БГ поговорил с одним из кураторов Всероссийского фестиваля молодых архитекторов "Перспектива" Рустамом Керимовым
ТЕКСТ: Ольга Мамаева
С 1 октября в Москве проходит Всероссийский фестиваль молодых архитекторов "Перспектива". В этом году он посвящен преобразованию городских общественных пространств, о которых не устают говорить московские чиновники, архитекторы и урбанисты.

В рамках фестиваля для молодых архитекторов работает воркшоп "Золотое кольцо Москвы", по его результатам появится несколько конкретных городских решений, которые, возможно, будут внесены в новый столичный Генплан. БГ спросил у Рустама Керимова, руководителя архитектурной группы "А – Га" и одного из кураторов воркшопа, чего не хватает городу, по мнению молодых архитекторов, и какие идеи есть у его подопечных.

- Воркшоп – новый формат для фестиваля, хотя конкурсная составляющая у него была всегда.  Зачем понадобилась такая трансформация?

- Раньше это был просто конкурс портфолио, а в этом году Союз московских архитекторов, действительно, придумал новый формат, подразумевающий не только конкурс, но и серьезную исследовательскую работу. Мне кажется, это важно и правильно. Прежде, чем что-то сделать, нужно понять, где тебе предстоит работать, изучить контекст, потенциал того или иного пространства. Задача нашего воркшопа – привлечь внимание к проблеме развития общественных пространств в центре Москвы как туристическо-рекреационной зоны.

Сегодня Москва какой угодно, но только не туристический город – приезжающим сюда людям трудно ориентироваться даже в центре, не говоря о более отдаленных районах. Пространственных, визуальных связей между главными столичными площадями нет, как и удобной системы навигации. 

Другая проблема связана с тем, что в центре город разделен на кварталы, которые стали закрытыми. Из-за этого пешеход вынужден ходить по автомобильным дорогам, что само по себе дико. Отсутствует система отдельных пешеходных путей, которая есть во всех крупных городах мира.

Еще одна важная для нас задача – развитие альтернативного городского транспорта: легкого метро, трамваев, велотранспорта. Отдельное направление работы – преобразование "проблемных" городских площадей. В центре Москвы таких довольно много:  Театральная, Лубянская, Болотная, Новая и прочие. И все они в той или иной степени заняты автомобилями, хотя по своему назначению это общественные пространства. Участники воркшопа, которые исследуют эту проблему, пытаются найти решение, как расчистить эти площади, куда спрятать автомобили. 

"СТУДЕНТЫ АНАЛИЗИРУЮТ, КАК МОГЛА БЫ ВЫГЛЯДЕТЬ МОСКВА, ЕСЛИ БЫ ВОЙНЫ НЕ БЫЛО, И САМЫЕ КРУПНЫЕ ПРОЕКТЫ ВРОДЕ ДВОРЦА СОВЕТОВ УДАЛОСЬ РЕАЛИЗОВАТЬ"

- Сколько человек участвует в конкурсе? 

- В конкурсе принимают участие более 50-ти студентов архитектурных вузов и молодых архитекторов со всей России. Студенты разбиты на небольшие группы, которыми руководят 10 кураторов. Некоторые кураторы объединяются, и совместно ведут несколько групп, например, наша команда кураторов состоит из трех архитекторов – кроме меня, в нее входят Елена Власова и Алексей Полищук. 

- Какие проблемы сформулировали кураторы? 

- Например, есть тема развития подземной Москвы, которую мы курируем совместно с архитектором Алексеем Полищуком. Мы работаем с зоной в пределах Садового кольца. Это исторический центр с многочисленными подземными ходами, подвалами, тоннелями. Студенты предложили переосмыслить это скрытое подземное пространство, которое облегчит жизнь пешеходам, особенно зимой. Примером для них стал Монреаль, где создан целый подземный город, по которому комфортно передвигаться зимой. На определенных участках в центре Москвы также можно сделать разветвленную систему подземных переходов с торговой инфраструктурой.

Есть команда, которая занимается темой "Москва как утопия", которую курирует архитектор Степан Липгарт. В 30-е годы XX века было множество чрезвычайно интересных проектов, которые по большей части остались нереализованными из-за Великой отечественной войны. Студенты анализируют, как могла бы выглядеть Москва, если бы войны не было, и самые крупные проекты вроде Дворца советов удалось реализовать. Другая тема, которая мне самому очень интересна – «Москва 24 часа», она посвящена непрерывности жизни в городе.

Куратор Елена Власова, голландский урбанист и архитектор вместе с командой разрабатывают идеи того, как сделать деловую и развлекательную активность в городе круглосуточной. Сейчас существует тенденция по вытеснению институтов, университетов из центра Москвы за МКАД, что, на наш взгляд, неправильно. Крупные интеллектуальные центры должны находиться как раз в центре. Они потянут за собой развитие инфраструктуры, в том числе жилой, создав полноценную научную среду вроде Оксфорда или Кембриджа.

"МОСКВА ДОЛЖНА МОТИВИРОВАТЬ НА ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НЕЙ, НА ОТКРЫТИЕ НОВЫХ НЕИЗВЕДАННЫХ МЕСТ"

- Как строится работа над проектами?

- Студенты должны были разбиться на несколько команд по 5-6 человек. Каждая команда занимается одной проблемой. Работа включает большой исследовательский блок и собственно эскиз будущего проекта. Ребята самостоятельно занимаются исследованием города: ходят с камерами, изучают тот или иной участок, общаются с местными жителями. 

Мы поставили перед всеми участниками воркшопа задачу, чтобы они бывали на своей территории утром, днем и вечером, смотрели, как меняется трафик в разное время суток, какие маршруты используются пешеходами. Сейчас вовсю идет такая исследовательская работа.

- Уже есть какие-то интересные решения?

- Да, идей очень много, но сейчас они находятся в развитии и дальнейшей проработки. Окончательные решения будут сформированы через пару недель и выставлены на отборочный тур конкурса.

- Что больше всего раздражает в Москве тех студентов, которые приехали из регионов? Они, наверное, по-особому смотрят на город, замечая то, к чему мы давно привыкли.

- Разобщенность территорий. У нас даже есть отдельная тема "Городское ориентирование"  – она посвящена тому, как связать разные территории внутри Садового кольца. Москва должна мотивировать на путешествие по ней, на открытие новых неизведанных мест, в том числе во дворах. Причем, привести вас в эти места должны собственные ноги, а не карта Google. Нужна продуманная и разветвленная сеть прогулочных маршрутов. 

Кроме того, первые этажи на центральных московских улицах почти полностью выключены из общественного пространства. Они заняты офисами крупным компаний, и охранники часто запрещают даже фотографировать окна первых этажей. Получается такой Запретный город в Пекине.

- Сколько продлится работа по созданию конкурсных проектов? Кто войдет в состав жюри?

- Полный состав жюри должен быть опубликован 20 ноября. В его состав войдут представители НИиПИ Генплана Москвы, Москомархитектуры и Союза московских архитекторов. Итоги конкурса подведут в конце ноября.

Насколько вероятно, что победившие проекты будут реализованы? Похожий проект Института Strelka  "Чего хочет Москва", по крайней мере, не вызвал большого воодушевления у чиновников.

- Надеюсь, хоть что-то все-таки будет воплощено. Главным партнером Союза архитекторов, который проводит фестиваль "Перспектива", является НИиПи Генплана Москвы и Москомархитектура. Именно их мы считаем своими  условными заказчиками. 

Сотрудники НИиПи Генплана, например Ярослав Ковальчук, читали нашим студентам лекции, общались, делились идеями. Они же будут оценивать презентацию по итогам работы и, возможно, используют некоторые наши наработки для нового Генплана.

Оригинал публикации

← Назад к списку новостей