Мастер-класс «Бумажная архитектура: фантазии Пиранези»
Первым бумажным архитектором считают итальянца Джованни Баттиста Пиранези, который за всю жизнь построил одну церковь, но прославился своими архитектурными фантазиями. По отношению к советскому авангарду термин стал употребляться с конца 20-х годов, когда утопические бумажные проекты подвергались осуждению, в том числе за «отрыв от реальности».
Совсем другой смысл словосочетание приобрело в начале 80-х годов. Тогда выпускники Московского архитектурного института, ныне хорошо известные А. Бродский, И. Уткин, Ю. Аввакумов, М. Белов, Д. Буш, М. Филлипов и др., начали массово участвовать в конкурсах архитектурных идей, объявленных западными архитектурными журналами, и выигрывать их. Конкурсы не предполагали реальных зданий — это были идеи, развивавшиеся в форме чисто художественного произведения.
1. Александр Бродский, Илья Уткин. Стеклянная башня, офорт, 1984/1990
2. Михаил Филиппов, Вавилонская башня. Бумага, акварель, 1989
В то время, когда в России новые здания возводились с большими ограничениями на эстетику, архитекторы и дизайнеры, стеснённые идеологическими рамками, искали творческий выход из ситуации, обращаясь к бумаге. В современном мире к бумажной архитектуре обращаются мало. Действительность такова, что архитекторы перешли к компьютерному моделированию. Заказчику нужна красивая картинка, визуализация.
Но это не значит, что традиционные методы изображения архитектуры исчезают. Многие продолжают рисовать. Союз архитекторов приглашает окунуться в атмосферу архитектурной графики и посетить мастер-класс «Бумажная архитектура: фантазии Пиранези».
Вход свободный, но необходима регистрация