• ОРГАНИЗАТОР       СМА.jpg
  • СООРГАНИЗАТОР SAR.png
  • ПРИ ПОДДЕРЖКЕ москомархитектура.png
  • ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ИНФОПАРТНЕР
24.11.2014

«Перспектива» меняет галс

«Перспектива» меняет галс

Конкурс СМА «Перспектива» решительно сменил галс. Из смотра-конкурса он перешел в формат Всероссийского фестиваля молодых архитекторов. Центральным событием Фестиваля является воркшоп, посвященный столичной проблематике. Чем это вызвано? Как происходила эта смена курса? Каковы результаты и перспективы?

Демонстрацию проектных результатов предваряют два взгляда на происходящее от двух кураторов нынешнего конкурса – Николая Лызлова и Петра Виноградова.

Николай Лызлов

Еще в советское время проводился молодежный смотр-конкурс, в котором участвовали архитекторы до 35 лет. И он был всегда какой-то не конкретный – по причине того, что очень трудно было выработать критерии отбора работ.

Уже в постсоветскую эпоху возник смотр-конкурс «Золотое сечение». В 2000-е гг. к нему добавился молодежный смотр «Перспектива», который проводился по образцу биеннале - раз в два года. А оргкомитет обоих конкурсов был один.

Члены оргкомитета каждый раз сталкивались с одной и той же проблемой. Кто-то из молодых архитекторов работал в большой конторе и участвовал в крупных проектах, а кто-то проектировал в единственном числе.  В итоге получилось, что сопоставить работы просто не было никакой возможности.

В конце концов, мы решили, что конкурс нуждается в переформатировании. Нужно сделать из него большое, интересное событие. Чтобы участники состязались на равных, был старт-финиш, какая-то соревновательность. Прежде всего, остановились на общей теме как объединяющем начале. Второе - с какой стати мы ограничиваемся московскими архитекторами? Вот, скажем, в теннисе есть чемпионат Австралии, в котором участвуют все мировые звезды. И мы решили: темой конкурса будет Москва, но представительство участников может быть сколь угодно широким – всероссийским или даже международным. Третье – пусть это будет фестиваль с достаточно широкими временными рамками.

Наконец, чтобы сделать тему актуальной для Москвы, приблизить ее к боевым условиям, мы решили, что она будет градостроительной. Причем не надо придумывать, высасывать ее из пальца – обратились в НИиПИ Генплана г. Москвы.

В НИиПИ Генплана нам сразу задали исходные параметры - «Золотое кольцо Москвы». Речь идет о развитии общественных пространств центра столицы, сегодня плотно забитых автотранспортом. Эта тема находится на пике градостроительных проблем: гуманизация городской среды, город для человека - все вокруг этого.

Поскольку мы понимали, что кто-то из конкурсантов хорошо знаком с московской тематикой, а кто-то не очень, мы решили, что надо сделать, как это обычно делается при проведении любого открытого конкурса. Сначала собрали заявки и определили количество участников. Заявок пришло довольно много, а именно - 60, народ заинтересовался. Самому младшему из участников - лет 20, самому старшему - 35. В основном же - в пределах 20-25 лет. Далее составили программу, чтобы погрузить людей в конкурсную проблематику. Она состояла из лекций, круглых столов и экскурсий, уложившись в несколько дней. По сути, это была выдача заданий. Если участники не могли себе позволить приехать в Москву, они получали все материалы почтой, чтобы организовать творческие команды у себя на месте.

Мы предложили ряду архитекторов из поколения 30-40-летних – всего их более десяти - принять участие в конкурсе в качестве кураторов групп. Впрочем, кто-то из участников пожелал все делать самостоятельно, без кураторского надзора, кто-то указал на то, что у них  есть сложившиеся коллективы со своим куратором. Самое главное, согласно условиям конкурса, они должны выдать определенный продукт.

Когда в конце концов были собраны все работы, мы назначили экспертный совет. Авторов отобранных экспертами  работ попросили подготовить презентацию, которая будет публично защищаться на  заседании жюри.

Самые достойные проекты будут взяты  НИиПИ Генплана в качестве концептуального материала для дальнейшей проработки.

Итак, в чём главное отличие фестиваля Перспектива от одноимённого смотра- конкурса?
В том, что смотр-конкурс предполагал судить о способностях молодых архитекторов по результатам уже достигнутым, по достижениям их недлинной трудовой биографии, фестиваль же ориентирован на выявление творческого потенциала участников, направленного в будущее. Фестиваль-конкурс ставит всех на одну стартовую линию и предлагает всем одну, ограниченную во времени и пространстве дистанцию. И тот, кто при равных объективных условиях лучше её преодолеет, тот и победит. Поэтому формат фестиваля больше соответствует своему названию - ПЕРСПЕКТИВА!

Петр Виноградов

 Честно признаюсь – запустив на правлении СМА идею изменения формата «Перспективы» и задав основные направления действий, в том числе сотрудничество с Москомархитектурой и НИиПИ Генплана г. Москвы, лично я отошел в сторону от решения организационных вопросов. Так что надо сказать большое спасибо Елене Жильниковой, которая фактически все организовала и вытянула на своих плечах.

Главное – мы заручились поддержкой города. Изначально тематика фестиваля обсуждалась с Андреем Гнездиловым и Ярославом Ковальчуком. В результате мы пришли в теме – площади вокруг Кремля, предполагающей активную исследовательскую работу – изучение транспортных потоков, пешеходных маршрутов, анкетирование жителей и пр.

В кураторы групп мы пригласили в первую очередь самых активных участников МОСМА, так сказать, включили административный ресурс. Предварительно были обсуждены возможные темы - «Город 24 часа» (о непрерывности жизни города), «Москва как утопия» (о том, что было бы с проектами 1930-х и Москвой, если бы не было войны – по сути, архитектурная разновидность альтернативной истории), «Подземный город» (о гипотетическом «дублирующем» городе), «Городское ориентирование» (о разобщенности и связности городских пространств) и пр. После утверждения они были озвучены участникам.

Теперь собственно о «продукте»

Конечно, мне как практикующему архитектору и время от времени педагогу, гораздо интересней было выступить в роли куратора группы.

Мне повезло. Я работаю с одним студентом. Так получилось по независящим от меня причинам, но зато позволило сконцентрироваться на одной  экспериментальной проблематике - реабилитации  реки Неглинки, как археологического артефакта г. Москвы.

В виду специфики собственной деятельности последних лет я поставил задачу подойти к проблематике более экспериментально и художественно. Не загонять себя в рамки банального благоустройства территории, создания пешеходных зон на транспортных магистралях, не создавать новых мифов и утопий. Гораздо интересней вскрыть существующий город. Выявить его другую «темную» сторону. Так начав обсуждение с раскопки существующих подземных сооружений ГО ЧС, мы пришли к дорогой всем реке Неглинки.

Мы предлагаем раскопать фрагмент реки в районе Боровицкой площади с заходом в Александровский сад – общей длиной не более 300 м. Археологически ее расчистить и провести реконструкцию – там, где есть возможности это сделать. В нашей работе мы не хотим освобождать реку, наоборот. Дело в том, что сама река, забранная в трубу, очень эффектна – мы нашли фотографии кирпичной кладки, которую можно было бы привести в порядок. В действительности, насколько она сохранилась, мы понять можем только благодаря диггерам – их фотографиям в интернете. Нарыли там любопытный материал: вся эта подземная система напоминает кровеносную – с какими-то туннелями и всякими ответвлениями. Такая настоящая городская артерия.  Тут хочется передать привет Питеру с их одноименным фестивалем.

Предполагается оставить реку в этом кирпичной трубе, сделать к ней проходы, организовать подсветку. Из этого, разумеется, вовсе не следует, что нужно обустраивать здесь классическую гранитную набережную.

Таким образом, на выходе должен возникнуть некий артефакт с богатым археологическим содержанием. Некая провокация, не без отсылки к бумажным штудиям.

Кстати, эта тема вполне резонирует с темой нынешнего Фестиваля «Зодчество», предложенной А. и Н. Асадовыми. Раскопанная и незализанно, неглянцево предъявленная Неглинка – чем не актуальное идентичное?

В каких-то случаях это могут быть более прикладные – приземленные – темы, с благоустройством и обживанием избранных городских мизансцен. Хотя, на мой взгляд, это все иллюзии: если мы что-то делаем под прикрытием государственных учреждений, пусть это будет нечто сумасшедшее, нечинное, неблагонамеренное - чтобы было весело, интересно. Сумасшедшее – это не углубляться в тему лавочек, скамеечек, павильончиков, которые и без нас налепят (это мы тоже делать умеем). Это моя внутренняя личная задача как куратора.

Не хочется, чтобы «Перспектива» вопреки своему громкому, амбициозному названию незатейливо сведелась к какой-то совсем уж мелкой теме – «благоустройству городских территорий». Наш конкурс – это все-таки продолжение учебного процесса. А в учебе нельзя упираться в конкретную задачу, надо уходить в экспериментальную плоскость, выбирать более активную проектную позицию.

Это может быть ностальгически окрашенная историческая реконструкция либо, наоборот, авангардно решенная площадь. Или та же наша археология с переживанием художественной формы. Почему нет?

Самое главное - вовсе не исключена перспектива последующей реализации проекта-победителя. Хотя реально бывает, что идея хорошая, но она зависает. А вот с Триумфальной площадью получилось – ребята из «Мегабудки» начали что-то рисовать, и в итоге это выросло в серьезный конкурс Москомархитектуры.

Впрочем, что там будет по итогам, тем более в нынешней экономической ситуации - сложно предположить. Но, я считаю, уже удача, что мы завязались с городом, что есть повод для общения, дальнейшего в том числе.

Если говорить о результатах…

Общее  настроение от предварительного просмотра  оптимистично-сдержанное. Я бы отметил нехватку смелых и острых решений. Все-таки основная часть участников чересчур серьезно попыталась подойти к поставленной задаче. При большом количестве аналитической работы не хватает решений, способных вызвать острую дискуссию в профессиональной и общественной среде. Возможно, здесь сыграли свою роль кураторы, не предоставившие своим подопечным свободу воли. Мы соберем кураторов, проанализируем нашу работу и сделаем необходимые выводы.

И все же будем оптимистами. Обновленная «Перспектива» подтвердила свою состоятельность и потенциал к дальнейшему ее проведению в формате воркшопа. Несколько работ достойны того, чтобы обратить на них пристальное внимание. География участников расширена до пределов Российской Федерации.   

Будем готовить следующий фестиваль. 

← Назад к списку новостей